Поль Сезанн,  Постимпрессионизм

Поль Сезанн 1839—1906

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в небольшом городке на юге Франции – Экс-ан-Прованс в семье банкира Огюста Сезанна.

Дарование к рисованию у мальчика обнаружилось в пятилетнем возрасте. Мать художника, Анна- Елизавета, гордилась достижениями сына, в отличие от отца, мечтавшего передать свое дело сыну.

Во время учебы в колледже Поль знакомится с Эмилем  Золя. Дружба  двух выдающихся людей связала их на всю жизнь.  

Поскольку Поль не верит в собственные силы, он мечется  между домом, чтобы продолжить банковское дело отца и живописью. Чувство вины и тяга к живописи толкают художника то возвращаться в Париж, то в Экс-ан-Прованс-домой.

Поль Сезанн “Автопортрет” 1875 г.

Художнику не хватает уверенности в собственных силах. Всю жизнь ему было трудно общаться с людьми. Вначале творческого пути пишет в технике импрессионизма.Постепенно его импрессионистские работы преобразовались в в  постимпрессионистские, поскольку он исповедует уникальную художественную точку зрения. Живопись Сезанна даст толчок к творческим исканиям художников ХХ века.

Изучая работы мастеров в  Лувре, Поль восхищается Делакруа. Под влиянием картин этого художника, ранние произведения Сезанна такие же романтичные, страстные и написаны с использованием темной палитры. Также художнику нравилась манера Курбе с его большими мазками. В картинах Сезанна просматривается подобная техника.

Поль Сезанн пытается выставлять работы в Салоне. Ранние его работы отклонены Салоном. Это мрачные картины с  жутким сюжетом. Картина, написанная в тот период времени -«Вскрытие» 1969 года. В картинах тех лет художник пытается передать эмоциональное настроение.

Поль Сезанн ” Вскрытие” 1869 г.

Сезанн знакомится с Камилем Писсаро, у которого многое перенимает и  которого художник считает своим мастером. Одно время художник много пишет на пленэре. В результате этого палитра картин Сезанна значительно высветляется. Техника мазков похожа на стиль импрессионистов.

Одним из ранних работ Поля Сезанна является- Искушение святого Антония” 1867- 1869 г- полотно написано на тему религиозного сюжета. Перед нами представлены женщины на фоне природе. Главный герой- Антоний- изображен в верхнем левом углу. Его фигура и лицо не показывают внутренней борьбы, у художника были другие цели.

Художник пишет женские фигуры на основе котрастов и больших мазков, присущих стилю импрессионима . Три центральные женские фигуры образуют собой форму пирамиды. Создается ощущение, что эти девушки существуют отдельно от верхнего левого угла композиции. Художник не изображает их красивыми. Это просто женские фигуры. Сцена с Антоним изображает святого и женщину, которая пытается его соблазнить. Ее откровенная поза противопоставлена позе Антония, который пытается получше укутаться в одежду. Импрессионистические тенденции просматриваюся в в цветных тенях и зеленых рефлексах на телах женщин от листвы. Это напоминает направление фовистов, время которых еще не пришло.

Поль Сезанн “Искушение святого Антония” 186701868 г

В 1873 году художник работает над полотном «Современная Олимпия». Именно эта картина была подвергнута нападкам со стороны критики. Она напоминает полотно Мане, которая была создана в 1875 году. Обе картины изображают проститутку.

Поль Сезанн “Современная Олимпия” 1873 г.

Художник пишет и портреты. Ему позируют его супруга, сын, простые жители провинции. Человек изображен здесь как часть картины, как одна из форм, где личностные особенности человека не важны.

Один из эффектных портретов- Мадам Сезанн в в красном кресле”- 1877 г. Фигура женщины- это зеленовато- оливковые и синие тона одежды, изображенные на контрастном фоне красного кресла. Женщина максимально приближена к зрителю. Фигура выглядит монументальна- часть прически Гортензии срезана верхним краем, а нижним срезана юбка. Скрещенные руки производят впечатление психологической преграды между зрителем и портретируемой.

Поль Сезанн “Мадам Сезанн в красном кресле” 1877 г.

“Парень в красном жилете” 1888-1889 г. Эта работа, где мастер эффетно использует цвета. Сочетания цветов белого и красного усиливаются обилием черного., на фоне которого отлично вырисовывается профиль парня. Художник, в отличие от импрессионистов, вводит черный цвет. Цвет работает как формообразующий элемент.

Чтобы вписать юношу в портрет, художник использует прием: он на черном фоне пишет черные волосы парня, которые растворяются в пространстве. Это придает и некоторую трагичность образу.

Поль Сезанн “Парень в красном жилете” 1888-1890г.

“Игроки в карты” 1892-1893 г. Серия из пяти полотен была написана между 1890-м и 1895-м. Заключительный вариант этой серии- лаконичный, законченный и симметричный. Чтобы избежать зеркальности Сезанн обрезает краем холста спину игрока справа. Смысловым и композиционным центром картины являются руки игроков. В центре стоит бутылка вина. Работа строга и выразительна. Возможно, картину можно рассматривать как некое священнодействие.И возможно не случайно на столе стоит вино как символ в религиозной живописи, так и скатерть- цвет искупительной крови.

Поль Сезанн “Игроки в карты” 1893- 1896 г.

Одна из самых лучших картин Поля Сезанна- “Пьеро и Арлекин” 1888 г. Полотно отличается от других работ художника. Оно является одним их лучших его произведений. Эта работа является отголоском увлечения Сезанна театром.

Перед нами двое юношей в ярких карнавальных костюмах. Важно и напыщенно идет Арлекин к зрителям. Робкий образ Пьеро идет рядом. Уверенный взгляд Арлекина направлен на нас чуть свысока, взгляд же Пьеро мягкий и неуверенный. Два героя смотрятся контрастно- как по цвету, так и по типажу.

Фигуры изображены с нижнего ракурса и движутся по наклонной плоскости. Две фигуры образуют собой пирамиду . Силуэты как будто застыли. И это придает композиции величественность, важность происходящего. Для этого полотна художнику позировал его сын- образ Пьеро, а для образа Арлекина- друг сына- Луи Гийом. Художник сделал множество набросков и этюдов для подготовки написания полотна, что указывает на важность этой работы для самого художника.

Поль Сезанн ” Пьеро и Арлекин” 1888 г.

На полотне художник может изображать предметы под разными углами, словно с  разных точек зрения. Это видно на примере картины «Кухонный стол». Здесь изображен натюрморт, где ваза написана с одного ракурса- вид сверху, а корзина с фруктами- ракурс снизу.

Поль Сезанн “Кухонный стол” 1888-1890 г.

 Это техническое новшество художника стало визитной карточкой многих его натюрмортов. Оно вызвало большой интерес будущих поколений. Сезанн считал, что все объекты, которые могут быть изображены, можно свести к трем геометрическим объектам-  конусу, цилиндру и сфере.

Натюрморты Поля Сезанна всегда узнаваемы. При минимальном наборе предметов (вазы, чашки, тарелки и фрукты) в них присутствуют нарочито небрежно брошенные драпировки, с многочисленными складками, изломами, что придает работам декоративность.

“Натюрморт с яблоками и апельсинами” 1895-1900 г . Здесь роль тканей очевидна- она украшает и формирует пространство.

Прекрасная материя с красивыми складками заполняют все пространства холста, делая перспективу ненужной. Хаотичное казалось бы расположение драпировок скрывает обстановку помещения и мебель. Создается ощущение театрального эффекта. Ощущение усиливается плоскостной трактовкой пространства.

Мастер виртуозно работает с цветом. На фоне яркой ткани брошена белая материя с прекрасно прописанными складками. Также изображена белая фарфоровая ваза для фруктов. Таким образом, автор притягивает взгляд зрителя к великолепному пятну со сложными очертаниями. Таким образом, оно приковывая взгляд зрителя, оттеняет цвет фруктов, переводя внимание зрителя на них. Белый цвет организует пространство композиции. Он визуально притягивает взгляд зрителя к центру, не давая блуждать глазу по красочной ткани вокруг.

Поль Сезанн “Натюрморт с яблоками и апельсинами” 1895-1900 г

При жизни художник не пользовался славой, а даже, напротив, подвергался насмешкам. Никто не знал, что он станет новатором. Из имрпрессионистического направления он перерос в нечто большее. Он не просто воспроизводит натуру при помощи цвета, света и живописных мазков.Он пытается постичь ее суть, структуру и изображение на плоскости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *