Джотто ди Бондоне,  Живопись эпохи Возрождения

Джотто ди Бондоне (1266-1337)

Джотто родился в 1266, а по другим данным в 1267 году в городке Веспиньяно, расположенном к востоку от Флоренции, в семье крестьянина Бондоне.  Его отец был пастухом, и вскоре Джотто, после того как стал постарше, присоединился к нему и начал пасти овец. До сих пор доподлинно неизвестно, как Джотто из обычного пастуха превратился в одного из величайших живописцев эпохи Возрождения. Однако бытует мнение, что однажды, известный флорентийский художник Чимабуэ, гуляя по полям заметил юного пастушка, который рисовал пасущихся овец. В итоге, Чимабуэ убедил отца Джотто, что бы тот отдал сына изучать живопись в его мастерской.

   Во Флоренции Джотто оказывается в возрасте 12 лет и начинает работать в мастерской Чимабуэ. Сам Чимабуэ был очень почитаемым художником того времени. Большое влияние на его творчество имели стилизованные под иконы большие полотна, где фигуры двумерны и статичны. Такой же был стиль и у самого Чимабуэ, его работы были наполнены глубокой верой.

Джотто обучался у него десять лет. Поначалу он обучался смешивать краски, затем делал рамы для алтарных частей.  Позднее он начал рисовать святых и сцены из Святого Писания.

   В последствии у художника выработался свой стиль, в основе которого лежит пространственная композиция. Он создаёт изображение, как будто увиденное в окне, таким образом предлагая зрителю заглянуть в иной мир.  В его библейских сценах действуют реальные люди, испытывающие живые человеческие эмоции. И несмотря на то что его живопись была действительно далека от полного реализма, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства эпохи Возрождения.

   В 1301 году художник приобрёл дом во Флоренции и женился.  Примерно в это время он, с другими мастерами работал над фресками церкви Сан-Франческо в Ассизи. Роспись верхней части церкви была начата около 1288 года. Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова, долгое время относили к работам неизвестного мастера. Однако, эти сцены значительно отличались от других фресок этой церкви своими художественными достоинствами. Позже исследователи пришли к заключению, что автором этих работ был Джотто.


Изгнание демонов из Ареццо (1290-1300)

Одна из фресок Джотто – «Изгнание демонов из Ареццо». В ней зрителя привлекает огромный город на возвышенности, состоящий из сплошного нагромождения домов, башен, крыш, полностью лишённый пространства, со всех сторон охваченный стенами. И всей этой гигантской массе мёртвой материи, населённой страшными демонами, противостоит духовная сила святого.

  Наибольшую славу Джотто ди Бондоне принесла роспись капеллы Скровеньи (Капелла дель Арена). Джотто даже приписывается её создание, как архитектора.  Фрески капеллы дают нам понимание того, насколько художник опередил своих современников. Они размещены в точном соответствии с геометрией помещения и уровнем его освещения. Особый талант мастера проявился в использовании композиции и особого пространственного и перспективного видения. Капелла дель Арена – одна из самых достойных достопримечательностей города Падуя. Капеллу построили в начале 1300 годов на руинах древнеримского амфитеатра. Архитектурные составляющие строения свидетельствуют о том, что изначально создатели капеллы планировали отвести ключевую роль интерьеру – росписи и фрескам. Отсутствие перегородок, лепнины, большие плоскости должны были стать основой для религиозных сюжетов. Джотто занимался росписями в течение 2-х лет, начав работу практически сразу после освящения Капеллы и завершив её в 1305 году. Фрески расположены в три горизонтальных ряда. Сцены из жизни Девы Марии, её родителей, святых Иоакима и Анны наполняют верхний ряд. В среднем ряду – сцены из жизни Христа. Страсти Господни и Воскресенье – представлены в нижнем, третьем ряду. Примечательно, что нижний ряд расположился на высоте всего 3 метра под полом, что предоставляет посетителям прекрасную возможность насладиться деталями фресок вблизи.

Капелла дель Арена в Падуе.

Узкие глаза, крупные черты лица, широкие скулы, крепкое телосложение персонажей – это почерк Джотто. Каждая деталь фресок несёт смысл, каждая фигура – значение. Эмоции, чувства, жесты героев фресок Джотто наделяют капеллу дель Арена мистической силой, которой не в силах противостоять ни один посетитель.

Поцелуй Иуды (1303-1305)

Чего только стоит фреска – «Поцелуй Иуды». Джотто выстраивает композицию на контрастах: прежде всего на контрасте духовной чистоты и искренности Иисуса Христа и страшного греха предательства, на который пошел Иуда. Художник помещает Иисуса и Иуду под один плащ – сферу, в которой все застыло в мгновении, разделяющем ученика и учителя от страшного момента предательства. А за пределами звенящего кокона тишины – бушующая толпа, шум от которой нарастает с каждой секундой. В этой работе Джотто проявляет себя как тонкий психолог, пропускающий через себя сложнейший библейский сюжет.

Оплакивание Христа (1303-1305)

«Оплакивание Христа» – одна из центральных тем в Европейской религиозной живописи. Это настоящий шедевр Джотто и жемчужина капеллы дель Арена. Аналогов напряжения в живописи того периода нет. Центром композиции являются два сближенных лица: мёртвого Христа и его матери. Такое решение резко усиливает драматизм изображенного на картине.

Страшный суд (1303-1305)

   Главная в цикле фресок на дальней стене является картина Страшного суда. На фреске Иисус Христос наблюдает за происходящим. Спасенные находятся справа от Христа, а проклятые, слева проваливаются в адскую вечность. Сатана — гротескный людоед жует грешников, а вокруг него, демоны пытают проклятых. Картина наполнена необычайной атмосферой.

   В числе других фресок Джотто в Капелле дель Арена в Падуе – «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот»; «Введение во храм»; «Рождество Девы Марии»; «Благовестие Св.Анне – матери Богородицы»; «Изгнание Иоакима из храма» и многие другие. Особое внимание в Капелле заслуживают и ниши, в которых Джотто блестяще имитирует скульптуру, используя для этого аллегории пороков и добродетелей.  Всего в нишах изображены семь пороков и семь добродетелей.

С 1315 по 1318 годы художник находился при папском дворце в Авиньоне, где испытал серьезное влияние местного стиля живописи. После возвращения он расписал стены капеллы Перуцци и капеллы Барди в церкви Святого Креста во Флоренции.

В последние годы жизни художник был придворным художником в Неаполе, при дворе короля Роберта Анжуйского. В 1334 году он получил звание главного архитектора Флоренции. Он и его ученики работали над фресками в капелле святой Магдалины, ездили в Милан для создания фресок Аццоне Висконти.

   Умер Джотто ди Бондоне в 1337 году, сразу после возвращения из Милана. У него было восемь детей, двое из них пошли по стопам отца, но даже не приблизились к уровню его мастерства. Похоронен великий мастер в Санта-Мария-дель-Фьоре.

2 комментария

  • Евгений

    Очень интересный сайт. Можно попробовать ликвидировать пробелы образования.

    Раньше, почему-то, никогда ничего не слышал о Джотто ди Бондоне.

    Хорошо, что здесь рассказывается, как об очень известных художниках, так и о немного забытых.

    Спасибо.

    Всех удач!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *