Возрождение,  Живопись эпохи Возрождения,  Тициан Вечеллио

Тициан Вечеллио

Тициан Вечеллио (1477-1576) родился в 1477 году в небольшом городке Пьеве – ди Кадоре и происходил из старинного рода. Точная дата рождения художника неизвестна. В возрасте десяти лет, мальчик проявил способности к изобразительному искусству и был отправлен родителями на обучение в Венецию. Там он постигал основы изобразительного искусства в мастерской Джованни Беллини, который познакомил его с уже известным тогда живописцем Джорджоне. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции.

   Ранний период творчества Тициана пришёлся на время, когда Венеция жила в спокойствии и благополучии. Поэты, писатели, музыканты и художники изображали счастливого человека на лоне природы, а основными темами стали любовь, красота и поэзия отношений. Первые работы художника отличала очень реалистическая передача деталей, что в молодом возрасте мало кому удавалось. Это хорошо видно, например, на одной из его ранних работ «Портрет мужчины в платье с синими рукавами». Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична.

Тициан “Портрет мужчины в платье с синими рукавами” 1510 г.

Постепенно произведения Тициана наполнялись динамикой, напряжением и драматизмом, природа на них полна жизни, а люди переполнены чувств и движения. Художник выбирал для работы время суток, предпочитая часы перед закатом, когда небо озарено густым цветом. А любимым временем года для художника была осень с её буйством и многоцветием красок.

С 1508 года начался «золотой век» Возрождения и в этот период Тициан, как упоминалось выше, начинает сотрудничество со знаменитым Джорджоне – ярким художником, который внёс большой вклад в развитие живописи. Джорджоне был весел, харизматичен, прекрасно играл на лютне и пел, чем привлекал к себе множество людей. Тициан же наоборот был молчалив, рассудителен, скромен и медлителен. Из-за разности характеров, друзьями они так и не стали, но весной 1508 года начали вместе создавать фрески Немецкого подворья. Джорджоне приступил к делу раньше и выбрал главный фасад здания, Тициану же досталась задняя часть, выходящая на узкую улочку, переполненную людьми. Когда же художники закончили и наступил день, когда вся Венеция собралась посмотреть на отреставрированное немецкое подворье, живопись Тициана произвела наибольший фурор. К сожалению, о работе двух мастеров сейчас судить нет возможности, поскольку фрески полностью испортились, из-за влажного, пропитанного морской солью венецианского климата, который разъел краски. Но по сохранившимся фрагментам видно, что Тициан выдержал это испытание и заявил о себе, как о художнике со своим индивидуальным стилем. Джорджоне скончался неожиданно в возрасте тридцати пяти лет, так же во время одного из пожаров горела его работа «Спящая Венера», которую всё-таки удалось спасти. Потрясённый смертью Джорджоне, Тициан выполнил свой долг перед искусством и полностью переписал картину, оставив только выражение лица героини и её грациозную позу.

    Тициану поступало множество предложений покинуть Венецию, но мастер их всегда отклонял, поскольку очень любил этот город. Однажды живописец написал письмо правителям, в котором предлагал свои услуги в работе по расписыванию зала Большого совета, а также просил предоставить ему возможность попробовать себя в освободившейся на тот момент должности посредника по поставке соли при Немецком подворье. В Венеции эту должность занимали именно художники, так как они лучше разбирались в минералах, будь то соль или краски.  В 1513 году Совет правительства принял предложения Тициана. Живописец был очень счастлив и потихоньку начал обустраивать новую мастерскую, у него появилось множество учеников. Но радость длилась недолго. Художник Джованни Беллини, в мастерской которого в юности работал Тициан, возмутился и пожаловался своему покровителю о том, как можно было допустить назначение нового человека на должность соляного посредника при действующем. Разразился громкий скандал. К тому моменту сменился состав Большого совета, и прежнее решение о назначении Тициана было с лёгкостью отменено.  Художник был в ярости, но боролся до конца. Лишь спустя четыре года он официально занял эту должность.

В 1517 году Тициан, наконец, был утверждён официальным художником республики Святого Марка. За свою творческую жизнь художник написал множество портретов дожей для зала Большого совета, но, к сожалению, они сгорели во время пожаров.   Первая любовь живописца была не очень удачной. Тициан сильно увлекался Виолантой – девушкой, которая часто была в его мастерской, позируя художнику. Увлечение к ней было такое сильное, что художник уже было решил жениться на ней. Но свадьба не состоялась, и любовная история не имела продолжения. Отец девушки был против союза из-за большой разницы в возрасте. Впоследствии женой художника, верным другом и спутницей на всю жизнь стала Чечилия Сольдано. Жили они счастливо и имели трёх детей – двух сыновей и дочь. Однако при рождении третьего ребёнка – дочери Лавинии, у Чечилии началось кровотечение, и несмотря на все старания спасти женщину, 5 августа 1530 года она умерла. Это была невосполнимая потеря для Тициана. Он бродил по дому, убитый горем, не находя себе места много дней. Спустя некоторое время умерла мать Тициана, что ещё больше усугубило его депрессивное состояние. Только дети и их радостный смех помогли художнику воспрянуть и жить дальше.

Несколько лет художник жил в своём доме почти затворником, сутками, не выходя из мастерской. Прошло время и вот однажды кто-то заметил, что каждый день ближе к вечеру к дому живописца подплывала гондола с молодой женщиной, которая, стараясь быть незамеченной, быстро поднималась на второй этаж по наружной лестнице. Очень скоро из-под его кисти стали выходить полотна с изображением прекрасной незнакомки: «Девушка в меховой накидке», «Портрет молодой женщины в шляпе с пером» и знаменитая «Венера Урбинская».

Тициан “Портрет молодой женщины в шляпе с пером” 1536 г.

Однажды в беседе с художником император Карл V признался, что устал от вида пролитой крови и живёт лишь ожиданием предстоящей встречи с незабвенной своей супругой. Выслушав его признания, Тициан выразил к Карлу чувство искреннего сострадания, которое выразил в «Портрете Карла V в кресле» (1548г.)

Ближе к концу своей жизни Тициан вновь возвращается к мифологической теме. Появляются такие работы, как «Венера и Адонис», «Даная», «Венера с зеркалом». Истинным шедевром позднего творчества Тициана является произведение «Похищение Европы» (1559-1562), созданное по мотивам одного из эпизодов «Метаморфоз» Овидия. Картину «Кающаяся Мария Магдалина» Тициан писал на заказ. Известно, что ему позировала некая Джулия Фестина, которая восхитила его копной своих длинных золотистых волос.

Тициан. “Кающаяся Мария Магдалина” 1565 г.

Несмотря на все тяготы, утраты и преклонный возраст, Тициан продолжал творить. В его доме всегда было полно учеников, художников, коллекционеров, но он проживал свои дни в одиночестве, раздумывая о бренности бытия, вспоминая молодость, любимую Чечилию и всех, кого безжалостно отобрало у него время. 

    «Оплакивание Христа» – последнее произведение живописца. Он подписал её: «Тициан сделал». В связи с преклонным возрастом, Тициану было сложно дотянуться до верхней части полотна. Поэтому есть сведения, что заканчивал работу Пальма Младший. Он дорисовал летящего ангела со свечкой, каменную кладку вверху картины и добавил на холсте надпись: «Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу».

Тициан. “Оплакивание Христа” 1576 г.

   Умер Тициан 27 августа 1576 года, в период, когда в Венеции свирепствовала чума. Его нашли мёртвым на полу своей мастерской с кистью в руке.  Почти столетний живописец не переставал творить до последнего вздоха, всецело отдаваясь любимому делу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *