Боттичелли,  Возрождение,  Живопись эпохи Возрождения

Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли, (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя – Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. — 17 мая 1510 г.) – представитель Раннего Возрождения, живописец тосканской школы. Родился в 1445 году во Флоренции в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Змеральды. Он был самым младшим из четырёх сыновей в этой семье. Отец художника держал небольшую мастерскую, где занимался своим кожевенным ремеслом, но денег это приносило мало, и поэтому всё, о чём мечтал Мариано – это чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Семья арендовала небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи, расположенную во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова в приходе церкви «Всех Святых».

   Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в 1458 году. В своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи писал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет. Как ещё сказано в этом заявлении –Сандро рос довольно болезненным мальчиком, а оттого довольно поздно начал обучение чтению. На судьбе Боттичелли, как художника в какой-то мере сказалось то, что в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, помогая старшему брату Антонио (который был ювелиром) в его мастерской. В те времена в Италии между ювелирами и художниками была очень тесная связь. Поэтому неудивительно, что Сандро, познав основы ювелирного дела, в 1462 году начал обучаться живописи у   флорентийского художника Фра Филиппо Липпи. Этот живописец был монахом-кармелитом из обители Кармине. Ботичелли обучался у него пять лет, до тех пор, пока его учитель не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, где вскоре и умер.

   После этого Сандро стал обучаться у другого знаменитого итальянского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, который был учителем самого Леонардо да Винчи. У обоих своих учителей Сандро обучился живописи периода раннего Ренессанса. И хоть первые работы Боттичелли были несколько похожи на работы первого учителя, тем не менее современники отмечали в картинах мастерство и некоторое своеобразие. На своих первых самостоятельных полотнах Боттичелли в основном изображал мадонн.

Сандро Боттичелли “Мадонна с младенцем и двумя ангелами”
1468-1469 гг.

Самостоятельно работать Боттичелли начал с 1469 года. Сперва писал картины дома, затем арендовал небольшую мастерскую, неподалёку от церкви «Всех Святых». Постепенно в его работах исчезло подражание своим учителям и появился собственный стиль.

В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, благодаря членству в гильдии они получали право вести независимую живописную деятельность, открывать собственные мастерские и иметь помощников.

Слава художника вышла за пределы Флоренции и в 1481 году его вызвали в Рим для росписи капеллы при дворце папы Сикста IV. В Ватикане над росписью этой капеллы фресками, Боттичелли трудился вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени ‒ Росселли, Гирландайо, Перуджино. Это было зарождением знаменитой Сикстинской капеллы, роспись которой в начале ХVI века закончил Микеланджело, после чего капелла приобрела мировую славу. В Сикстинской капелле кисти Боттичелли принадлежат одиннадцать папских портретов и три фрески: «Искушение Христа», «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Призвание Моисея».

Сандро Боттичелли «Искушение Христа»  1480-1482 гг.

В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, продолжил писать картины на заказ знатным флорентийским особам. Тематика полотен в основном имела светские и религиозные сюжеты. Наиболее известные работы: «Паллада и Кентавр», «Венера и Марс», «Мадонна делла Мелаграна», «Благовещение», «Оплакивание Христа».

Самой загадочной картиной Сандро Боттичелли считается «Весна». До сих пор искусствоведы не смогли до конца раскрыть её сюжетный замысел. Известно лишь, что на создание этого шедевра его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».

Сандро Боттичелли “Весна” 1482 г.

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола, который призывал людей в своих проповедях отказаться от грешной жизни и покаяться. Заворожённый его речами, Сандро Боттичелли, отправил несколько своих полотен на мифологические темы в костёр тщеславия, организованный в феврале 1497 года на городской площади Флоренции, согласно проповедям Савонаролы. С тех пор и поменялся стиль художника. Его картины стали более аскетичные, краски более сдержанные.

Когда в 1498 году Савонаролу схватили, и предъявив обвинение в ереси, приговорили к смертной казни, это произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже. Наиболее его известные картины того периода: «Мистическое Рождество», «Покинутая».

Вскоре Боттичелли вовсе перестал работать и сильно состарился. Он настолько обеднел, что если бы ему не помогали его друзья и поклонники его таланта, то мог бы вовсе умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, не выдержала терзаний и сомнений. Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти.

 Сандро был словно не от мира сего – пуглив и в то же время мечтателен, его совершенно не заботило материальное благополучие, он не выстроил свой дом, у него не было жены и детей, но, однако, как у каждого творца эпохи Возрождения, у Боттичелли был свой источник вдохновения. Им стала Симонетта Виспуччи – женщина из Флоренции, за неописуемую красоту которую называли Бесподобной и Несравненной. Именно из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи, причём сама она даже и не догадывалась, что стала Божеством и идеалом красоты для художника и даже не обращала внимания на него. Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах. Таким образом После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Боттичелли писал её образ на протяжении 15 лет.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1482-1486 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *