Возрождение,  Живопись эпохи Возрождения,  Рафаэль Санти

Рафаэль Санти.

    В 1483 году в маленьком горном городке Урбино, принадлежавшем герцогам Ментефельтро в Центральной Италии, у придворного художника Джованни Санти и его жены Маджии Чарлы, родился сын. До сих пор точную дату рождения мальчика установить не удалось. По одним данным – это была ночь 26 или 28 марта, по другим – ночь на 6 апреля того же года. Мальчика назвали Рафаэль. Ещё никто не знал тогда, что он станет одним из самых выдающихся живописцев эпохи Возрождения.

 Первые уроки живописи Рафаэль освоил у своего отца. И несмотря на то, что Джованни Санти был художником с весьма скромными художественными дарованиями, его сын получил первые впечатления, часто посещая залы герцогского дворца, стены которого украшали выдающиеся произведения итальянских живописцев. Это сформировало безупречный вкус будущего художника, а также его умение держать себя в кругах высшего общества.

 Детство Рафаэля было счастливым, но счастье длилось недолго. В 1491 году, когда Рафаэлю было 8 лет, после тяжёлой болезни умерла его любимая мать Маджиа. Вскоре, выдержав положенное время траура, его отец Джованни снова женился, и у Рафаэля родилась сестра Элизабета. Но и в этот раз благополучие длилось недолго – 1 августа 1494 года умер отец художника. Одиннадцатилетний Рафаэль Санти остался сиротой и был взят на воспитание близким родственником семьи Санти – священником Барталамео. Большое участие в судьбе будущего живописца принял герцог Урбинский, оказывая всяческую поддержку, позволяя талантливому мальчику продолжать образование.

   Многому научившись у своих первых учителей – живописцев Эванджелиста да Пьяндимелето и Тимотео делла Вити, в 1500 году Рафаэль отправился в Перуджу – главный город Умбрии. Здесь он поступил в мастерскую Пьетро Перуджино – основоположника умбрийской художественной школы. Во время обучения юный художник подражал манере учителя. Очень часто они вместе выполняли заказы, работая над какой-нибудь картиной.

    В 1504 году Рафаэль создал картину «Мадонна Конестабиле». В дальнейшем образ Мадонны занял одно из ведущих мест в его творчестве. В этот период художник работал в основном над созданием заказных картин для частных собраний знати. Ещё одно известное произведение этого периода творчества – «Обручение Марии».

Рафаэль Санти. “Мадонна Конестабиле” (1504 г.)

   В конце 1504 года Рафаэль переехал во Флоренцию и провёл там около четырёх лет. Этот период получил название «флорентийский». Рафаэль изучил творения Микеланджело и Леонардо да Винчи, и несколько изменил свой стиль в сторону более выразительной пластики фигур, более реалистичной передачи действительности.

Рафаэль Санти. “Мадонна с щеглом” (1507 г.)

  В 1508 году художник отправляется в Рим и там оказывается в числе художников, приглашённых к папскому двору. Он получил заказ на роспись папских апартаментов в Ватиканском дворце. Именно этот период стал во многом поворотным в жизни художника. Работы, выполненные по заказу папы Юлия, поставили имя живописца в один ряд с величайшими мастерами поколения. Полотна Рафаэля отличались своей масштабностью, представляли собой монументальные произведения, дополненные разнообразными декоративными элементами. Самой совершенной является фреска «Афинская школа», ставшая одним из величайших шедевров в истории живописи. Так же знамениты его фрески «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене», «Изведение Петра».

Рафаэль Санти ” Афинская школа” (1509 г.)

   К середине первого десятилетия XVI века Рафаэль оказался центральной фигурой художественной жизни Рима. Вокруг него сформировался круг учеников и подражателей. В 1513 году художник приступает к созданию полотна, которое позже принесло ему огромную славу. «Сикстинская Мадонна» ознаменовала собой наивысшую точку творческих достижений живописца. Этот алтарный образ считался долгое время самым совершенным произведением искусства, когда –либо созданным человеком. Картина была куплена в 1754 году королём Фридрихом IIIСаксонским у церкви Сан-Сикстино, в Пьяченце, за сумму, которая шокировала бы даже современного почитателя искусства. В раскрытии образа Мадонны Рафаэль превзошёл всех художников Возрождения. Мария Рафаэля, двигаясь по белоснежным облакам навстречу зрителю, ведёт с ним душевную и скорбную беседу. В её широко раскрытых глазах видна и материнская любовь, и некоторая растерянность, и глубокое переживание за дальнейшую судьбу её горячо любимого сына. Образ Марии полон драматизма и необычайно выразителен.

Рафаэль Санти ” Сикстинская Мадонна” (1513-1514 гг.)

 Последние годы жизни Рафаэль был на пике славы. Он был полностью поглощён новыми планами, масштабными архитектурными и декоративными работами. Художник был богат, жил в роскоши, не отказывал себе в удовольствии. Что касается личной жизни – у Рафаэля так и не было официальной семьи. Один ближайший друг Рафаэля, кардинал, очень хотел видеть художника членом своей семьи и много лет пытался его женить на одной из своих племянниц, но художник всячески откладывал свадьбу. Нужно отметить, что художник так и не вступил в брак с племянницей кардинала. По одной версии, женщина умерла, так и не дождавшись выполненного обещания, а по другой, великий художник уже был тайно женат на куртизанке Форнарине и поэтому не мог венчаться.

   Рафаэль Санти умер в 1520 году, в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Живописец оставил много своих работ незаконченными, которые завершили по картонам и рисункам его ученики. Имя Рафаэля со временем стало нарицательным, обозначающим гениально-талантливого художника. Его произведения по сей день являются шедеврами мирового искусства и образцом классической живописи. Они были призваны показать человечеству совершенную, неземную красоту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *