Возрождение,  Живопись эпохи Возрождения,  Мазаччо

Мазаччо

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи считается одним из самых крупных художников начала XV века. Он родился 12 декабря 1401 г. в провинциальном тосканском городке Сан-Джованни-Вальдарно.

За свою беспечность, рассеянность и непрактичность, отличавшие его с раннего детства, будущий художник и получил прозвание Мазаччо, что в переводе означает примерно «нескладный чудак» или «неуклюжий”.  По мнению многих, эти свойства характера Мазаччо объясняют тот факт, что, рано прославившись, он так и не сумел достичь материального благополучия и до конца жизни находился в затруднительных обстоятельствах. В своём «Жизнеописании Мазаччо» (1568) итальянский живописец и писатель Джорджо Вазари даёт ему такую характеристику: “Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношение к искусству, и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других”.

Сведений о жизни будущего мастера сохранилось не слишком много. Известно, что его дед был художником, специалистом по очень популярным тогда сундукам, которые назывались кассоне.

Отец Мазаччо умер, когда будущему художнику было всего пять лет. Его мать, хозяйка небольшой деревенской гостиницы, вторично вышла замуж за престарелого местного аптекаря, который умер, когда Мазаччо было 16 лет. Томмазо стал старшим мужчиной в семье, её кормильцем. По воспоминаниям современников он был добрым, отзывчивым человеком, никому не отказывающим в помощи, часто в ущерб себе.

   В 1418 году Томмазо отправляется учиться живописи во Флоренцию. Его первым учителем, сильно повлиявшим на дальнейшее творчество художника, становится   Мазолино да Паникале. Известна одна картина, которую Мазаччо и Мазолино написали вместе — «Мадонна с младенцем и св. Анной».

Мадонна с младенцем и святой Анной (1424)

   Эта работа выполнена в 1424 году для церкви Сант-Амброджо во Флоренции. На картине перед святой Анной сидит Мария с Христом на коленях, а по сторонам стоят ангелы. Фигуры освещены сбоку и изображены со знанием перспективы, изучением которой занимался художник. Мазаччо являлся последователем Джотто и продолжил его художественные искания. В умении распределять светотени, в создании чёткой пространственной композиции, Мазаччо намного превзошёл Джотто.

   7 января 1422 года Мазаччо вступил в цех врачей и аптекарей. Сюда были так же приписаны и другие живописцы. Через два года его приняли в товарищество живописцев святого Луки.  Обучаясь у других крупных мастеров Возрождения – Донателло и Брунеллески, Мазаччо воспринял лучшее из стилей этих художников и скульпторов, добавил собственное видение мира и создал свой особый узнаваемый стиль.

   19 февраля 1426 года в Пизе Мазаччо приступил к созданию большого алтарного полиптиха для капеллы, принадлежавшей нотариусу Джулиано ди Колино дель и Скарси в церкви пизанского монастыря Санта-Мария дель Кармине. Его части ныне рассеяны по музеям и собраниям разных стран мира.

   Основным трудом всей жизни художника были росписи капеллы Бранкаччи во Флоренции. В церкви Санта-Мария дель Кармине в 1424 году Мазолино начал роспись капеллы, расположенной в правой части трансепта. Затем работу продолжал Мазаччо, а после его смерти, много лет спустя, закончил Филиппино Липпи. К бесспорным шедеврам Мазаччо принадлежит «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», а также «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью» и «Св. Петр и св. Иоанн, раздающие милостыню» – фрески из капеллы Бранкаччи, их будут изучать и на них учиться Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

Чудо со статиром (1425-1427)

«Чудо со статиром» – выразительная и динамичная по сюжету и технике исполнения. Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелие от Матфея (17: 24-27). Первое, что сразу бросается в глаза зрителю — это построенное по законам перспективы архитектурное сооружение на боковой части картины. Идеальные вертикали и четкое изображение мельчайших подробностей отсылают нас к куда более поздним векам в искусстве. Для эпохи раннего Возрождения эта картина явно опередила свое время. Традиционный библейский сюжет дал художнику возможность в полной мере проявить свой талант живописца и колориста. Цвета в этой фреске много, он яркий и насыщенный, с преобладанием оттенков красного. Особый интерес вызывает трактовка художником библейского сюжета – на одной фреске запечатлены как одновременно происходящие три последовательных события. Так же на фреске некоторые ключевые фигуры повторяются несколько раз. Например, сам Иисус Христос изображен в центре композиции всего один раз, как и большинство апостолов. А вот храмовый служитель в одежде эпохи Ренессанса написан дважды — в центре и справа. Святой же Петр удостоился сразу трех «упоминаний» на фреске — во фрагменте рыбной ловли слева, в центре при разговоре о подати и справа в момент ее уплаты служителю храма.



Святой Пётр, исцеляющий больных своей тенью (1427)

  На картине «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью» Апостол Петр в сопровождении Иоанна торжественно и величаво движется вперед из глубины улицы, его лицо спокойно и уверенно, он даже не сомневается, что его тень в самом деле способна исцелить страждущих. Со всех сторон к нему тянутся больные в надежде избавиться от мук и не обманываются в своих ожиданиях. Художник не показывает сам процесс исцеления, только стадии, ему предшествующие и последующие. Лица калек просты и не слишком красивы, но необычайно выразительны и индивидуальны.

Фреска “Троица” (1427-1428) во флорентийской церкви Санта Мария Новелла стала классическим образом алтарной композиции.

Троица (1427-1428)

Это изображение распятия, темы, весьма распространенной в церковном искусстве, выполнено в непривычном, неканоническом виде. Фреска создает иллюзию крупного архитектурного фрагмента, выполненного в совершенно нетрадиционном для готики стиле. Это уже настоящий Ренессанс с его тонким пониманием пропорций и роли перспективы в искусстве. Кроме великолепного исполнения мельчайших архитектурных деталей, фреска впечатляет проработкой складок одеяний изображенных фигур. Впервые в настенной живописи Мазаччо применил полную перспективу. Художник построил композицию таким образом, что по мере удаления изображение уменьшается.

Мадонна, щекочущая младенца (1426)

В августе 1428 года, не завершив росписи в капелле Бранкаччи, Мазаччо по приглашению Мазолино уехал в Рим и даже успел приступить к росписи фрески “Голгофа” в церкви Сан Клементе, когда он неожиданно скончался. Произошло это, когда художнику было всего 26 лет.  Причина его смерти осталась тайной, как и у его отца, который скончался, будучи всего на год старше. Не будучи особенно популярным при жизни, художник после своей безвременной смерти стал образцом для подражания множеству последователей. Место Мазаччо в искусстве трудно переоценить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *