Импрессионизм,  Огюст Ренуар

Огюст Ренуар (1841-1919)

Пьер Огюст Ренуар родился в Лиможе 25 февраля 1841 года в семье портного, переехавшего в 1845 году в Париж. С тринадцати лет будущий художник был вынужден зарабатывать на жизнь росписью по фарфору, а с появлением механического способа раскраски керамики- расписывать веера и ширмы. Именно здесь художник начал учиться рисовать, расписывая вазы, тарелки, горшки. А позже в поисках заработка расписывал интерьеры кафе, подражая известным художникам.

В 1862 году Ренуар поступил в мастерскую Шарля Глейра, привившего ему уважение к ремеслу художника на всю жизнь. Здесь он получил первые серьезные уроки художественного мастерства. Здесь же произошла встреча с Клодом Моне, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем, художниками, состоявшими у истоков импрессионизма. Позднее в круг его друзей вошли Камиль Писсаро и Поль Сезанн. Именно в это время Огюст Ренуар вместе со своими однокурсниками впервые выходят на пленэр и начинают писать работы  с натуры на улице, передавая на холстах игру света и тени. А это уже новое, революционное веяние, отличавшееся от академической школы живописи, где произведения пишутся только на мифологический или исторический мотив. А в палитре используются темные краски. Чтобы начинающих художников заметили , им необходимо было выставиться на ежегодной официальной выставке Салона.

Огюст Ренуар “Автопортрет” 1875 г.

В 1864 году состоялся дебют молодого художника в Салоне.

1870-е годы- период расцвета импрессионизма Ренуара. Он работает в Аржантее и в Париже, участвует в четырех выставках импрессионистов (1874, 1876, 1877 и 1882 годов).

В конце 1860-1870- х годов Ренуар со своими друзьями Клодом Моне и Альфредом Сислеем регулярно и с упоением работает на пленэре. Любимые мотивы  художника в эти годы- плавучие кафе, живописные берега Сены, лодочные прогулки в Аржантее. Свободная живописная манера пейзажей Ренуара, смелый раскрепощенный мазок передают атмосферу тех лет- атмосферу эйфории, опьянения открытием нового видения мира.

Ренуар не оставлял надежды «покорить» Салон и раньше своих соратников добился успеха и признания академиков и широкой публики.

В 1879- 1880- х годах работы Ренуара пользовались большой славой. Он писал картины для финансистов и состоятельных владельцев магазина.

В этот промежуток времени в экспозиции Салона участвовали его картины «Портрет актрисы Жанны Самари» и монументальное полотно- «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Благодаря этой картине Ренуар добился желанного официального признания. Картина имела в Салоне огромный успех. Заказчик портрета, Жорж Шарпантье, был издателем и вместе с женой содержал известный в высоких кругах салон интеллектуалов. Картина имеет четко выверенную композицию, центром которого является мадам Шарпантье. Она изображена в темном платье на диване в свободной позе. Рядом с ней сидит ее сын Поль с длинными вьющимися волосами. Долгое время критики считали, что это девочка. Поль смотрит в стороны своей сестры Жоржетты, расположившейся на спине собаки. Дети похожи друг на друга: вьющиеся кудри, голубые платья, аккуратные туфельки, белые носочки. Здесь художник избегает, присущие импрессионизму, яркие сочные мазки краски, открытый цвет, случайные пятна в композиции. Этот портрет принес автору славу, материальный достаток и новые заказы.

Огюст Ренуар “Мадам Шарпантье с детьми” 1878 г.

В портрете «Жанна Самари в полный рост» изображена актриса в длинном светлом красивом платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками. Художник располагает фигуру так, что она слегка наклонена вперед, к зрителю. Светлая кожа актрисы светится на темном фоне богатого театрального интерьера,  украшенного коврами и пальмой на массивной декорированной металлической подставке. Красивое лицо обрамлено рыжими волосами, темно очерченными дугами бровей, изумительной синевы глазами, прекрасными линиями носа и губ.

Немаловажную роль в творчестве художника играют детские портреты. В них чувствуется удивительная теплота и симпатия, которую художник испытывал к детям. Природное, почти детское добродушие, которым по воспоминаниям его близких, отличался сам художник, позволило ему проникнуть в тайну детской души. Удивительная непринужденность детских образов особенно поражает еще и потому, что ребенка очень трудно заставить сидеть или стоять неподвижно. Художник так быстро писал портреты детей, что те даже не успевали уставать.

Огюст Ренуар “Сестры Кахен д Анвер” 1881 г.

1870-1880-е годы- расцвет творчества Ренуара- жанриста. Одна за другой из под его кисти выходят сложные по композиции многофигурные полотна, изображающие досуг и развлечения простых парижан, представителей  среднего и низшего классов. Бесспорным шедевром в этом жанре стала его картина «Бал в Мулен де ля Галетт» (1976 г.), показанная художником на третьей выставке импрессионистов в 1877 году вместе с двадцатью другими его полотнами.

Огюст Ренуар ” Бал в Мулен де ля Галетт» 1976 г.

Мулен де ля Галетт была открытой танцевальной площадкой на вершине Монмартра, куда люди среднего достатка приходили приятно провести время: посидеть в тени акаций, потанцевать, выпить недорогого вина, пообщаться. Это было излюбленное место встреч парижской богемы. Многие персонажи полотна были друзьями Ренуара- танцовщики, писатели, художники. Они  охотно позировали друг другу для его новой картины и ежедневно помогали ему приносить и уносить огромный холст, так как картина писалась на месте событий. В этой картине Ренуар проявил себя мастером многофигурных композиций. Сложное многоплановое пространство картины буквально перенасыщено вальсирующими фигурами, что создает ощущение праздничной суеты. Блестяще решена в картине задача пленэра. Модели, сидящие на первом плане под деревьями словно облиты пятнами света, пробивающегося сквозь листву. Листья и складки одежды умело моделированы с помощью цветных рефлексов, что тоже придает картине вид праздничного действа. Существует несколько версий этой картины.

Картина «Зонтики» написана художником в 1881 году. Работа над ней длилась более пяти лет. Манера ее исполнения мало отличается от предыдущих его работ, в то время как левая и верхняя часть картины несут на себе печать коренных перемен. Впоследствии Ренуар выработал новый, так называемый «сухой» метод живописи, сформировавшийся под влиянием художников итальянского Ренессанса, в частности Рафаэля.

Огюст Ренуар “Зонтики” 1881 г.

Обнаженная модель во все века вдохновляла художников. Огюст Ренуар- единственный художник среди импрессионистов, отдавший этому жанру должное в полной мере. В его полотнах легко угадывается влияние мастеров прошлого- Рубенса, Буше, Делакруа. В 1880- е годы художник отказывается от импрессионизма ради так называемого жестокого стиля. В поисках большой формы и устойчивой композиции Ренуар обращается к мастерам Возрождения. После поездки в Италию, после того, как художник «открыл» для себя Рафаэля, он стал больше внимания уделять рисунку и передаче объема, порой в ущерб живописи. Работы этого периода знаменуют «сухой стиль» Ренуара. Ренуар был блестящим колористом. Под влиянием Моне и Писсаро темные тона его ранних работ уступили место зеленовато- синеватой цветовой гамме. Смело используя яркие краски в изображении человеческих фигур и многофигурных композициях, Ренуар сказал свое неповторимое слово в живописи импрессионизма.

Большие купальщицы 1884-1887

Художественная техника Ренуара в разные годы его долгой и плодотворной творческой жизни многократно претерпевала изменения, что свидетельствует о его неумной жажде познания окружающего мира, в который он был влюблен.

За свою долгую творческую жизнь художник написал свыше 6000 картин и множество рисунков карандашом, сангиной, пастелью. В последние годы жизни, живя на юге Франции, увлекся скульптурой.

Художник жестоко страдал от артрита. С 1912 года он мог писать, только привязывая кисть к руке. Умер Ренуар в Кане 17 декабря 1919 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *