Клод Моне

Клод Моне

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже в се­мье бакалейщика. Через пять лет его семья переехала в Гавр. Именно в этом городе состоялось первое знакомство будущего художника с искусством: около 1856 года под руководством художника Луи Эжена Будена Моне начал писать пейзажи на открытом воздухе.

В 1859 году Моне приехал в Париж, где познакомился с Камилем Писсарро.

В I860 году был призван на военную службу в Алжир, но в 1862 году был комиссован по болезни и вернулся в Гавр, где снова вместе с Буденом принялся писать виды побережья. Вскоре состоялось его знакомство с датским пейзажистом Яном Бартолдом Йонгкиндом, который стал его вторым учителем.

В ноябре 1862 года Моне вернулся в Париж, где брал уроки живописи в ателье Шарля Глейра. Здесь и произошла его встреча с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фре­дериком Базилем.

В 1865 году состоялся дебют Моне в Салоне: два его мор­ских пейзажа были выставлены и приняты благосклонно.

В конце 1870 года Моне с его другом Камилем Писсарро перебрались в Англию. В Лондоне они познакомились с про­давцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который впоследствии сделал группу импрессионистов знаменитой.

Между 1863 и 1865 годами Моне работал в стиле Курбе и реалисти­ческой школы, но его преследовала идея писать композиции на откры­том воздухе. Наиболее известная из работ этого времени, названная, как и полотно Эдуарда Мане, «Завтрак на траве», была написана в студии по наброскам, сделанным на пленэре.

Клод Моне “Завтрак на траве” 1866 г.

Сходство с картиной Мане сразу бросается в глаза. Однако, стремясь превзойти старшего товарища, Моне изобразил на большом полотне в полный рост двенадцать фигур. Моделями для всех персонажей послужи­ли его жена Камилла и друг, художник Фредерик Базиль, которые многие часы позировали художнику на лесной поляне в лесу Фонтенбло.

В самом начале нуги Моне заявил о себе большими многофигурными композициями, которые писал исключительно на пленэре. Во время ра­боты над картиной «Женщины в саду» он вырыл на месте работы канаву, куда мог опускать большой холст, для того чтобы дотянуться кистью до его верхней части. Художнику удалось передать игру солнечного света в листве и цветные рефлексы на лицах и светлых платьях персонажей.

Ни одно место не связано с историей импрессионизма так тесно, как Аржантей. В этом тихом живописном местечке в раз­ные годы работали на пленэре едва ли не все импрессионисты. Здесь, летом 1874 года, в компании Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Эдуарда Мане, Клод Моне создал удивительные по светоносности полотна. Его палитра светла и богата как никогда.

Для работы с воды Моне купил маленькую лодку и оборудовал ее как плавающую мастерскую, что позволя­ло, встав на якорь посреди реки, писать оба берега Сены. Отныне художник мог по своему желанию в поисках мотива подняться вверх по течению или спуститься вниз.

Моне с семьей жил в Аржантее между 1872 и 1876 годами. Художник часто писал свой дом и сад.

В апреле 1874 года в помещении студии фотографа Надара открылась первая выставка «Анонимного общества художников, жи­вописцев, скульпторов, граверов и пр.», объединившего художников, некоторое время спустя спавших называться импрессионистами.

Картина «Впечатление. Восход солнца» (1872), давшая назва­ние всему художественному течению, получила свое имя перед самой выставкой. Клод Моне так вспоминал об этом: «Меня спро­сили название этой картины для каталога, она действительно не могла сойти за вид Гавра. Я ответил: поставьте — «Впечатление». И действительно, это произведение было обозначено в каталоге «Впечатление. Восход солнца».

Клод Моне “Впечатление.Восход солнца” 1872 г.

Картина Клода Моне «Бульвар Капуцинок» была написана из окна того самого дома (ателье фотографа Надара, бульвар Капуцинок, 35), где в апреле 1874 года открылась первая выставка импрессионис­тов. Художник пытается передать ощущение сует­ной жизни парижского бульвара. Маленькими малками темной фаски он изображает людей, словно копошащихся внизу.

Клод Моне “Бульвар Капуцинок”1873 г.

А вот мнение журна­листа Эрнеста Шено по поводу той же картины:

«Никогда еще ожив­ление на улице, этот муравейник людей на асфальте, экипажи на дороге, шелест деревьев, полных пыли и света; никогда еще неулови­мость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно пе­реданы, как  на не­обыкновенной картине «Бульвар Капуцинок».

В 1883 году Клод Моне, при содействии Дюран- Рюэля, ссудившего деньги на переезд, переезжает в Живерни. «Я смог все сделать благодаря деньгам, которые вы мне одолжили. Но как только я устроюсь, сразу же примусь за работу. Надеюсь, получится что-то прекрасное, так как место мне очень нравится»,- пишет он в письме к Дюран-Рюэлю. Художник еще не знает, что вся вторая половина его жизни, более сорока лет, будет связана с Живерни.

Клод Моне “Весна в Живерни” 1886 г.

Охваченный желанием писать море, Моне в 1886 году отправляется в Бретань, на остров Бель-Иль. Он поселяется у рыбака в дикой части острова, уходящей в открытое море. Суровая красота этих мест вдохновляет художника: здесь им создано более сорока полотен. «Чтобы написать море по-насто­ящему, его нужно видеть каждый день и каждый час с одного и того же места, чтобы ощутить жизнь этого уголка. Я пишу один сюжет четыре, а то и шесть раз», – пишет он в одном из писем своей второй жене Алисе Ошеде. Позднее этот принцип лег в основу его творческого метода.

Клод Моне ” Бель-Иль, скалы в Порт-Гульфар” 1886г

В 1891 году Моне выставил у Дюран-Рюэля серию из пятнадцати картин, изображающих стога сена в различное время дня. По словам самого художника, он полагал вначале, что достаточно всего двух состояний  для передачи предмета в различном освещении – солнечного и пасмурного. Однако, работая с натуры и наблюдая изменения, художник пришел к иному мнению, что послужило откры­тию нового творческого метода, с успехом применяемого им и в других сериях картин: «Тополя», «Руанский собор».

Клод Моне “Стога сена в Живерни” 1889 г.

Суть нового открытого Клодом Моне оригинального метода работы с натуры такова: он начинал писать один вид одновре­менно на нескольких холстах и на каждом стремился передать состояние натуры в строго определенный, довольно краткий период времени, работая над одним полотном порой не более получаса. В следующие дни он продолжал методично писать в той же последовательности, пока все холсты нс были закончены.

Серии Моне имели огромный успех.

В период с. 1892 по 1895 год Клод Моне ра­ботал над серией картин, посвященных Руанскому собору. Художник писал один и тот же мотив, на­ходясь в доме, расположен­ном напротив знаменитого собора. Это обеспечивало единство точки зрения, что было необходимо для решения поставленной за­дачи: показать один и тот же вид в разное время суток, попытаться уловить малейшие нюансы в изме­нении цвета и света.

В те годы Моне был буквально одержим этой идеей. Об этом говорит тот факт, что он писал Руанский собор в разных состояниях не менее два­дцати раз. По крайней мере, именно столько полотен было показано на выставке работ Моне в галерее Поля Дюран-Рюэля в 1895 году.

Доминирующий прин­цип живописи Моне в этой серии картин – лепка формы цветом, а не тоном. Построенный из серого камня, Руанский собор силой таланта ху­дожника на наших глазах расцветает всеми цветами радуги, подобно сказоч­ному фейерверку. И, что самое удивительное, мы не видим в этом никакого противоречия. Через свои полотна художник как бы передает нам способность видеть мир его глазами, дает нам шанс испытать те же чувства.

Клод Моне “Монпорт” 1882 г.

Удивительная, почти детская открытость картин Моне, в сочетании с неверо­ятной зоркостью, буквально завораживала современни­ков. Поль Сезанн, начинав­ший как импрессионист, но вскоре уставший «ловить мгновенье» и создавший впоследствии более конструктивный художественный язык, однажды в разговоре о Моне сказал: «Моне- это только глаз, но, Боже мой, какой глаз!»

С Лондоном связано многое в жизни Моне: здесь он в 1870 го­ду вместе с Писсарро посещает лондонские музеи, изучает творчество пейзажистов английской школы, принимает участие в Международной выставке искусств в Кенсингтоне (открылась 1 мая 1871 года). В этом городе произошло его знакомство с Полем Дюран-Рюэлем, сыгравшее решающую роль в судьбе ху­дожника. Знаменитый пейзажист Добиньи так охарактеризовал коллекционеру молодого художника: «Вот художник, который превзойдет нас всех… Покупайте».

Еще во время первого своего посещения Лондона Моне пишет несколько полотен, изображающих Темзу и здание Парламента. В последующие годы этот мотив стал темой одной из самых поэтич­ных серий – «Лондон. Парламент».

Клод Моне “Вокзал Сен- Лазар нормандский поезд” 1887 г.

На рубеже веков Моне, уже умудренный опытом мэтр, трижды предпри­нимает поездки в Лондон: осенью 1899, в феврале 1900 и в феврале-апреле 1901 года. Результатом этих поездок явилось более сотни картин. Художника привлек в первую очередь эффект тумана над Темзой («потрясающего тумана», как он пишет в одном из своих писем). Этот мотив доминирует в большинстве его полотен, создавая на них атмосферу мистической загадочности.

И все же нигде Клод Моне не чувствовал себя так хорошо, как в его родном Живерни, в кругу своей семьи, в своем саду, которо­му отдал много времени и сил. Он сам занимался цветами, свои­ми руками разбил второй, так называемый «водный сад» – пруд с водяными лилиями, над которым перекинут изогнутый мостик в японском стиле. С годами легкие воздушные перила мостика заросли любимыми цветами Моне – глициниями.

«Водный сад» стал для художника бесконечным источником вдохновения.

Творческий метод Моне встретил неод­нозначную оценку зрителей. Наряду с горячи­ми почитателями у художника были и суровые критики. Немецкий историк Клемансо отклик­нулся на появление серий Моне категоричным утверждением, что его творческий принцип в большом масштабе привел только к баналь­ности, к последней черте, за которой – полное отсутствие смысла.

Последние годы жизни творчество Моне все больше приобретает декоративные черты. В погоне за деталями и нюансами художник нередко утрачивает ощущение целого. В своих многочисленных изображениях заросшего пруда он окончательно отказывается от формы, пытаясь передать лишь ощущение ускользаю­щего света.

Моне воспринимал живопись как поеди­нок с природой. Трагедия его была в том, что его противник был неутомим и вечно молод, в то время как он старел и уже не в состоянии был состязаться с ним.

Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмо­сферных явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне к 1890 году мировую славу и благосостояние.

В 1883 году Моне поселился в Живерни близ Вернона. Через семь лет он купил дом, который прежде снимал, и учас­ток земли, на котором разбил сад.

С 1899 года до смерти в 1926 году (эти годы были омра­чены ухудшением зрения) Моне создавал огромные полотна, изображающие пруд в саду в разное время дня. В письме Андре Барбье от 17 июля 1825 года Моне пишет: «Я работаю как ни­когда и доволен тем, что делаю. Если новые очки будут лучше прежних, значит, я мог бы жить и до ста лет». В понимании художника «жить» – значило «видеть».

Четырнадцать гигантских панно из серии «Кувшинки» – духовное завещание мастера – находятся в Париже и по замыслу художника экспонируются в двух овальных залах Оранжереи Тюильри.

Умер Моне в Живерни 5 декабря 1926 года. Он пережил всех своих друзей и соратников, вторую жену Алису и старше­го сына Жана. «Какой у меня печальный конец», – признавался он в одном из писем Гюставу Жеффруа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *