Импрессионизм,  Эдгар Дега

Эдгар Дега (1834-1917)

Эдгар Илэр Жермен де Га родился 19 июля 1834 года в Париже в благополучной патриархальной семье. Его отец, банкир, хоть и был страстным поклонником искусств, хотел, чтобы его старший сын получил юридическое образование, а в перспективе унаследовал его дело. Будущему художнику стоило немалых трудов добиться разрешения обучаться живописи.

В 1855 году Дега поступил в Школу изящных искусств, где по­лучил основательную академическую подготовку под руководст­вом Ламотта, одного из учеников Энгра. В конце 1850-х годов Дега совершал частые поездки в Италию, где подолгу жил, изучая искусство прошлых веков и классические принципы композиции. Много копировал старых мастеров в Лувре, где в 1862 году про­изошла его встреча с Эдуардом Мане, изменившая всю его жизнь.

Дега занимался также исторической живописью. Дебютировал в Салоне 1865 года картиной «Сцена из жизни средних веков».

В середине 18б0-х годов Дега сближается с будущими импрес­сионистами, посещает кафе Гербуа, постоянное место их встреч. Начиная с 1870-х годов Дега много пишет пастелью. В 1880-е годы создает серии: «В мастерской модистки», «Гладильщицы», «Обнаженные женщины за туалетом». Он участвует во всех вы­ставках импрессионистов, за исключением одной – 1882 года.

Работы Дега, исполненные до I860 года, представляют собой в основном портреты друзей и родственников; кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета «Семья Белелли* (1858-1861). Портрет изображает Лауру де Га, тетку художника, ее мужа, итальянского сенатора барона Белелли, и их дочерей – Джованну и Джулию. Над этим портретом Дега работал несколько лег. Поначалу он хотел выставить его в Салоне, но это полотно, сегодня кажущееся традиционным, в то время могло вызвать скандал, нежелательный для почтенного семейства, изображенного на нем. Причиной скандала могло стать все композиция, на шторой портретируемый глава семьи сидит спиной; глубоко скрытый конфликт, читающийся в позах моделей; со­бачка в правом нижнем углу, прихотью художника оставленная без головы. Картина так и оставалась в мастерской художника до самой его смерти.

Эдгар Дега “Семья Беллини”

Конец 1860 – начало 1870-х годов ознаменован решительным поворотом художника к новой эстетике. Следование классическим канонам уступило место бо­лее свободному выражению чувств и эмоций, к чему под­толкнуло молодого художни­ка знакомство с будущими импрессионистами и осо­бенно с Эдуардом Мане. В эти годы его моделями становятся окружающие его в повседневной жиз­ни люди: оркестранты и певички кафе, прогулива­ющиеся буржуа, танцовщи­цы, простые парижане.

В 1880-е годы Дега все чаще обращается к технике пастели, которая становится для него средством найти равновесие между живописью и графикой. Одна за другой появляются картины, изображающие женщин за туалетом. Дега предельно упростил и очистил свой рисунок от всего лишнего дак, что мог с помощью одного только контура передать пластику движения человече­ского тела. Движение – это то, что интересует художника больше всего. Однако изображение женщины без всякой идеализации послужило поводом к обвинению Дега в женоненавистничестве.

Работы этого периода отражают увлечения художника тех лет: с одной стороны, это японская гравюра, очень популярная в те годы в Европе, с другой стороны – фотография.

От японской гравюры Дега взял не только тему, но также ее плоскостность, локальность цветов, четкий «проволочный» контур. Фотография обогатила полотна художника асимметрич­ностью композиции, смелостью ракурсов, резкостью перспектив­ных сокращений, спонтанностью обреза краев изображения.

Эдгар Дега “Женщина, расчесывающая волосы”

Современники были шокированы чересчур откровенным видом женщин. Французский писатель и тонкий критик им­прессионизма Жорис Карл Гюисманс иронически упрекнул Дега в том, что он нанес оскорбление XIX веку, опрокинув и унизив остававшийся до сих пор не развенчанным идеал женщины, изобразив ее в ванной за интимным туалетом.

Эдгар Дега “Таз”

С середины 1860-х годов скачки стали одним из сюжетов, к ко­торым художник обращался постоянно. Как раз в это время в Париже появился первый ипподром – Лоншан, в Булонском лесу, и скачки быстро вошли в моду.

Эдгар Дега “Перед трибунами на скачках”

Обращение Дега к миру скачек позволило ему заниматься в живописи тем, чему он хотел посвятить жизнь – передаче движения. Тема лошадиных бегов, как и тема танцев, позволяла художнику изучать движение по стадиям, передавать изменчивость окружающего мира.

Эдгар Дега”Наездники перед стартом”
Эдгар Дега “Перед стартом”

Дега писал балетные картины в мастерской, полагаясь на свою память, изредка делал наброски в балетных классах. Он исповедовал противоположный импрессионис­там принцип: наблюдать, не рисуя, и рисовать, не наблюдая.

Эдгар Дега “Балерины”

Глядя на картины Дега, на ту видимую легкость, которую они излучают, даже не приходит в го­лову, что танец – это тяжкий труд. Пожалуй, никто из художников не сумел так вдохновенно и так искрометно передать стихию тан­ца, как это сделал Дега.

Эдгар Дега “Две балерины”

«Голубые танцовщицы» – при­знанный шедевр Дега. Все работы, соз­данные художником на тему балета до этой картины, кажутся лишь под­готовкой, поиском, предвкушением. Их отделяет от нее такая же пропасть, как балетные штудии от настоящего танца.

Эдгар Дега “Танцовщицы в розовом”

Сцена, изображенная художни­ком, весьма прозаична: молодые бале­рины за кулисами в ожидании своего выхода поправляют свои наряды. Но под рукой художника обыденный сю­жет обретает силу поэтического обоб­щения. Перед нами не просто бытовая сцена из жизни кулис, а танец, сказочно красивый и загадочный.

Эдгар Дега “Звезда”

С 1885 года зрение художника стало стремительно ухудшаться. Под влиянием надвигающейся слепоты стиль Дега коренным образом меня­ется: форма становится менее отчет­ливой, цвет – более открытым. Звучит кощунственно, но, быть может, имен­но благодаря этому обстоятельству мы имеем счастье общения со столь удивительной картиной.

Эдгар Дега “Танцовщица”

После 1890 года живописные работы Дега приобретают более декоративный характер. Контуры подчеркиваются толстой, словно углем прочерченной линией, а в колорите начинают преобладать открытые цвета и оттенки, придающие ему звонкость: пурпурные, розовые и зеленоватые. Детали сво­дятся к минимуму: таким образом сказывалась болезнь глаз и частичная потеря зрения.

Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”

Отчасти из-за усиливавшейся болезни глаз в 1880-е годы Дега обращается к скульптуре. Художник создавал свои статуи из глины или воска, которые наносил на каркас, и многие из них погибли в силу хрупкости и недолговечности этих мате­риалов. Около 150 статуэток, оставшихся в мастерской после его смерти, были отлиты из бронзы.

Творческое наследие Дега огромно. Помимо скульптур, им созданы сотни подготовительных набросков и законченных произведений в различных жанрах, выполненных в самых разных материалах: масляная и темперная живопись, пас­тель и уголь были в равной степени подвластны его яркому таланту. Его виртуозные рисунки с натуры наглядно показы­вают, как из набросков отдельных движений и поз рождались удивительные пастельные композиции с изображением его любимых сцен: скачек, женских ню, балетных сцен.

Дега умер в Париже 26 сентяб­ря 1917 года. Кроме многочислен­ных живописных и скульптурных работ, он оставил заметки об искусстве, а также значительную коллекцию гравюр и живописи XIX века, которую собирал в те­чение жизни. В этой коллекции, пущенной с молотка в 1918 году, были произведения его великих современников: Энгра, Делакруа, Коро, Сезанна, Писсарро, Сислея, Ренуара, Ван Гога, Гогена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *