Анри Тулуз- Лотрек,  Без рубрики

Анри Тулуз-Лотрек

Анри Тулуз- Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби. Ребенок появился в результате кровосмесительного брака между двоюродными братом и сестрой: графа Альфонса- Шарля-Жана-Мари де Тулуз- Лотрек- Монфа и графини Марии- Маркетт- Зое-Адель-Тапье де Селейман. Это стало причиной слабого здоровья ребенка: уже с детства у Анри наблюдалась деформация лица, дефекты суставов и костей. Из-за хрупкости костей в 1878 году Тулуз- Лотрек при падении со стула сломал шейку бедра, а  через год снова неудачно упал и сломал шейку бедра правой ноги. В результате чего пятнадцатилетний юноша стал калекой и не мог уже обходиться без палки.

Анри Тулуз- Лотрек

Это несчастье подтолкнуло подростка к увлечению живописью. В роду Тулуз- Лотреков многие занимались живописью. Писал портреты прадед, отец немного рисовал и лепил фигурки животных. Сам Анри рано взял в  руки карандаш и рисовал все, что попадалось на глаза. Первым учителем живописи стал Пренсто.

Анри Тулуз- Лотрек

Получив классическое живописное образование, продолжил обучение у Леона Бонна, поступив в мастерскую художника в 1883 году. Позднее мастерскую возглавил Фернан Кормон. Именно там он познакомился с Эмилем Бернаром и Винсентом Ван Гогом. В мастерской ученики часто обсуждали импрессионизм, который открывал новые возможности живописи. Официальная живопись не устраивала художника оторванностью от реальности- ему нравилось изображать конкретного человека без идеализации, четко передавать характер и образ модели.

Тулуз- Лотрек восхищался манерой письма Эдгара Дега, его смелыми ракурсами, мастерской передачей движения и выбором сюжета.

В начале 1880-х годов Тулуз- Лотрек стал посещать Монмартр- парижский район, славившийся разгульной жизнью и любимый многими творческими личностями. Потомок аристократического рода вращался  в кругу разношерстной публики и дам полусвета. Живописец так полюбил этот квартал, что в один прекрасный день поселился там. Тулуз- Лотрек был завсегдатаем кабаре, ресторанов, салонов. Художник  везде делал зарисовки, где бы ни оказался, брал с собой карандаши и бумагу. Он искал интересные ракурсы, движение, ритм.

В мастерской Тулуз-Лотрек встретился с Винсентом Ван Гогом. В 1887 году художник написал  его портрет, выполнив в манере, близкой самому Ван Гогу. Винсент написан строго в профиль. Автор передал особенность манеры письма Ван Гога через «имитацию» техники и колорита портретируемого, которую можно назвать подражанием, основанного на восхищении Лотрека творчеством друга.

Анри Тулуз- Лотрек “Портрет Винсента Ван Гога” 1887 г

Импрессионисты испытывали влияние японской живописи. Не обошло это веяние и Тулуза- Лотрека, что выразилось в свободной компоновке фигур на плоскости, отсутствие перспективы и эффектной кадровке.

Анри Тулуз- Лотрек “Наездница в цирке Фернандо” 1888 г.

В 1888 году была написана одна из самых известных работ художника «Наездница в цирке Фернандо». Здесь уже конкретно проявился подчерк художника так не похожиq на академическую манеру живописи. Автор не льстит своим моделям. Портреты, представляющие характерные черты персонажей граничат с карикатурой. В картине нет ничего, кроме резко обозначенных и доведенных практически до шаржа образы наездницы и мужчины с хлыстом, ощущения скорости и молчаливого диалога двух людей на арене цирка. Динамику композиции придает резкая кадрировка: круто поднимающаяся вверх круглая арена и обрезанные рамой картины фигуры людей, что характерно картинам Эдгара Дега. Прослеживается и влияние японской живописи- отсутствует перспективное построение пространства. Фигура мужчины во фраке, наездница на лошади, слева обрезанные фигуры двух циркачей на светлом фоне кажутся написанными отдельно друг от друга, будто существуют самостоятельно вне композиционно связи  друг с другом. И лишь изгиб кнута связывает две главные фигуры полотна.

Художник стал завсегдатаем парижского кабаре «Мулен Руж». Его главные герои на картинах – певицы, актеры, проститутки, циркачи, нищие, художники. Причем, автор выхватывал характер, ярко-выраженные черты портретируемого, не приукрашал и не льстил, а даже, напротив, мог подчеркнуть внешнюю непривлекательность модели. Анри часто заезжал в  бордели и писал их обитательниц в домашней обстановке. Со временем стал по несколько дней жить в домах терпимости. Там он получал ласку, которой не хватало в жизни : ведь любовь женщины высокого положения была недоступна Лотреку- калеке. В результате, пренебрегая общественным мнением, он поселился в борделе. Публичный дом давал массу сюжетов для картин из нехитрой повседневной жизни обитательниц. Тулуз- Лотрек стал «своим» для женщин. Он имел доступ в комнаты женщин даже, когда те еще не вставали по утрам.

Анри Тулуз- Лотрек “Салон на улице Мулен” 1894-1895 г.

В 1894-1895 годах Тулуз-Лотрек написал картину-«Салон на улице Мулен». Здесь на огромном мягком диване гостиной в ожидании сидят женщины. Композиция кажется случайной, а сцена – естественной. Художник ничего не приукрашает и никого не осуждает. Он- беспристрастный  наблюдатель, рассказывающий о жизни своих подруг. В ком- то из них угас лучик духовной жизни; чьи- то глаза, напротив, кричат о страдании. Тулуз- Лотрек не осуждал ремесло женщин, а, наоборот, обличал лицемерие покупающих мужчин, которые при выходе их публичного дома принимали благопристойный вид.

Одной из любимых натурщиц художника стала Рыжая Роза (Роза ля Руж). В результате любовной связи с ней художник заразился сифилисом. На портрете «Роза ля Руж»- Монтруж» (1886) она представлена стоящей в белой рубашке на фоне застекленной двери, сквозь которую приникает слабый свет. Поза у модели напряженная и скованная. Она отвернулась от зрителя. О лице Розы можно судить лишь по линии носа и подбородка- остальное скрыто прядями волос. Этот прием успешно передает эмоциональное состояние женщины, не пожелавшей открыть лицо зрителю.

На картине «Прачки» так же изображена Рыжая Роза. Она вновь отвернулась от зрителя, вновь профиль скрыт локонами волос. Оторвавшись от своего занятия, она будто чего- то ждет, глядя в окно. Оба портрета реалистичны. Здесь художник не использует гротескный стиль портрета, присущий ему, а напротив, показывает тонкую красоту женского образа.

Анри Тулуз- Лотрек “В “Мулен де ла Галетт” 1889 г.

Одна из известных картин художника написанная в 1889 году « В Мулен де ла Галетт».

По воскресеньям это кабаре наполнялось людьми среднего класса. Лавочники, ремесленники, галантерейщики, прачки, служащие, приказчики- вот основная его публика. Здесь танцевали польку, кадриль, вальс.  Композиция картины строится по диагоналям: одна разграничивает пространство танцпола и деревянных столиков, а другая служит для размежевания свободной части танцпола и толпы людей на заднем плане. Кадрировка кажется случайной, не продуманной заранее, благодаря чему сцена выглядит необыкновенно жизненно. Подобные смелые ракурсы Тулуз – Лотрек заимствовал у Эдгара Дега. Все фигуры равнозначны- нельзя сказать какой из персонажей главный. Здесь есть зрители и есть танцующие. Все вместе создают неповторимый колорит знаменитого кабаре: танцуют, пьянствуют, крутят романы, завидуют, погружаясь в атмосферу разнузданности и вседозволенности.

Анри Тулуз- Лотрек “Танец в “Мулен Руж” 1890 г.

Тулуз- Лотрек написал картину «Танец в «Мулен Руж» 1890 г. Здесь вновь представлена «случайная» композиция: многие фигуры безжалостно обрезаны краем картины. В Центре картины зажигательно танцуют Ла Гулю и Валентин Бескостный. Художник не стремится угодить своим моделям и зачастую их уродует, чтобы сделать выразительнее. Он ищет эффектные позы и ракурсы. Так и в «Танце в «Мулен Руж» Ла Гулю изображена со спины и ее поза не может быть названа грациозной. Партнер нескладно наклонился к танцовщице. Его долговязая фигура тоже показана не в выгодном с веете. Однако именно эта случайность сцен героев, словно подсмотренные автором, придает работе естественность  и силу, лишая вычурной манерности и позёрства.

Художник так же нам известен как мастер плаката и афиш. Слава пришла к  нему именно благодаря  рекламной графике. Именно здесь раскрылось его дарование. Он безошибочно находил тот образ, который становился лицом и афиши, и заведения, которое рекламировали. Изображая Ла Гулю в афише «Мулен Руж» ( 1891), художник не прогадал. Ла Гулю представлена здесь перед зрителем в той же позе, что и на картине «Танец в «Мулен Руж». Здесь она так же танцует. В зажигательном танце Ля Гулю бесстыдно вскинула вверх ногу и взорам посетителей предстали ее панталоны, соблазнительно облегающие бедра. На переднем плане виден длинный силуэт Валентина Бескостного. Он стал также «визитной» карточной «Мулен Руж». Фигуры людей на заднем плане в виде черных силуэтов участвуют в организации пространства и выступают как декор, перекликаясь со шрифтами и связывая изображение и текст  в единую композицию. В лаконичной композиции выражено все, что хотел сказать автор и хотел видеть заказчик. Впервые именно на этой афише появилось настоящее имя и фамилия Тулуз- Лотрека (к неудовольствию родственников).

В 1892 году поступило предложение на выполнение плаката на заказ «Амбассадер. Аристид Брюан». Плакат подчеркнуто- плоскостной. Композиция строится на сочетании локальных черного, желтого, красного и светлого, почти белого лица Брюана. Черна одежда, черна широкополая шляпа и красный шар создают эффектный образ. Благодаря тому, что фигура занимает почти все пространство листа, подчиняя его себе, фигура выглядит монументальной.

Плакат «Джейн Авриль»  (1893)- здесь прекрасно скомпонована композиция. Прекрасно найденный графический элемент- изгиб контрабаса на первом плане листа- является и декоративным элементом и организатором пространства, служа фигурным обрамлением основной сцене. Это сближает плакат Тулуза- Лотрека с произведениями художников стиля модерн.

Афиша «Диван Жапоне» была оформлена в 1892-1893 годах. Она была создана для кабаре, в котором пела Иветт Гильбер. Это ее видно на заднем плане  перед зрителями и музыкантами. Тонкая фигура певицы с сомкнутыми руками в длинных черных перчатках декоративна. Ее фигура участвует в создании монохромного фона наряду с грифами контрабасов и порхающими руками дирижеров. Центральными фигурами афиши являются Джейн Авриль и Эдуар Дюжарден. Они сидят в зрительном зале. Стройный элегантный силуэт Джейн эффектно выделяется на фоне непрорисованной оркестровой ямы.  В плакатных работах художник проявил себя как талантливый график, умеющий использовать минимальное количество цвета. Противопоставление черно и  желтого цвета в разной плотности придает эффект глубины пространства, визуально приближая к зрителю участки насыщенного цвета и сильно удаляя полутона. Художник часто использует образ певицы в  работах.  «Иветт Гильбер на поклонах» 1894 г- здесь певица изображена настолько живо, что изображение граничит с  карикатурой, подчеркивающей некрасивые черты лица. Создается впечатление, что художник изобразил эскиз на скорую руку.

Тулуз- Лотрек внес большой вклад в развитие афиш. Именно благодаря ему отрисовка плакатов стала особой формой графического искусства. Он нарисовал около 30 афиш, которые являются произведениями искусства.

Тулуз- Лотрек становится успешным, у него заказывают живописные работы и плакаты, Мнением мастера дорожат начинающие художники.

В 1893 году живописец организует свою первую художественную выставку, на которой представлены работы с изображением кабаре, плакаты и литографии.

Тулуз-Лотрек умер 9 сентября 1901 года, создав более 600 живописных работ, несколько сотен литографий, афиши, плакаты, тысячи рисунков и этюдов.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *